"Шайтан" на колесах: Как в городах Днепропетровщины пытаются навести порядок с маршрутками

На Днепропетровщине только в двух городах есть полный "джентльменский набор" общественного транспорта – маршрутки, троллейбусы и трамваи. Это Днипро и Кривой Рог. Другие вынуждены искать компромиссы с маршрутчиками, чтобы не допустить транспортного коллапса
 

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
"Шайтан" на колесах: Как в городах Днепр…

Несмотря на заявления из Киева, что в ближайшее время маршрутки как класс должны исчезнуть, в райцентрах и небольших городах это единственный вид транспорта (на Днепропетровщине - за исключением Каменского, где есть трамваи), отказаться от которого для местной власти – навлечь на себя гнев общины. Хотя еще больший гнев у людей вызывает именно обслуживание общественного транспорта на фоне постоянного шантажа перевозчиков с требованиями повышения тарифов.

В Днипре и Кривом Роге акцент больше делается на организации транспортной сети. Там маршруты не только автобусов, но и троллейбусов постоянно "режутся", ведется борьба за внедрение электронного билета и тому подобное. На периферии же крепко держатся за транспортную "синицу" в руках, хотя в рамках децентрализации пытаются внедрить цивилизованные правила игры и прикоснуться к передовым технологиям. Но оказывается, что в рамках одной области отношение в городах к одной проблеме – как будто на разных планетах.

Взять хотя бы отношение к льготной категории жителей города. Например, в Никополе городская власть стремится сбросить с себя этот "груз". То вообще отказалась от льготных маршрутов, что повлекло бунт пенсионеров, то уже сами перевозчики заявили о прекращении перевозок льготников из-за отсутствия договоров с горсоветом. В Павлограде же, наоборот, городская власть расширяет перечень лиц, которые смогут ездить бесплатно. Хотя у этих городов есть и объединяющая черта – стремление установить валидаторы в маршрутках.

Организация работы общественного транспорта в других городах области различается по масштабам. Если в Желтых Водах мэр почти за руку привел нового перевозчика, которого все устраивает, то в Каменском взяли курс на развитие коммунального АТП, и мэр лично ездит по заводам в поисках автобусов. Одним словом – каждому свое с учетом истинных мотивов местных руководителей.

Никополь. Мятежные льготники

В Никополе накануне Пасхи возник скандал - Никопольская ассоциация перевозчиков пассажиров отказались перевозить пассажиров льготных категории, ссылаясь на нарушение требований законодательства. Основанием стало отсутствие договоров между перевозчиками и городом. То есть власть де-факто не взяла на себя обязательства по возмещению перевозчикам затрат. На имя городского головы было направлено соответствующее письмо, но ответа от мэрии пока нет.

В ближайшее время это может вызвать очередной социальный бунт вроде "бунта пенсионеров" в июле 2018 года. Тогда городская власть отменила льготный проезд, вызвав несколько акций протеста. Во время одного из них более сотни людей требовали если не восстановить в полном объеме бесплатные перевозки, то хотя бы сделать их по 2 грн. После эмоционального митинга толпа ворвалась в здание Никопольского городского совета с требованием встречи с руководством города.

В итоге депутаты льготы решили не отменять, но формальности с перевозчиками, как оказалось, все равно не решили. Хотя и пошли им навстречу: по просьбе 15 компаний-перевозчиков в ноябре 2018 года увеличили стоимость проезда до 6 грн. А вот стремление внедрить систему "электронный билет" пока не имеет успеха. Несколько раз местная власть объявляла конкурс среди потенциальных инвесторов, за средства которых проект и должен был воплощаться, но желающих пока не нашлось.

Павлоград. Экстремальные маршруты и упрямые водители

В столице Западного Донбасса тоже решили установить валидаторы в маршрутках, но как раз ради льготников. "Есть такой опыт в городе Тростянец. Специалисты выезжали, смотрели, - рассказала заместитель городского головы Павлограда Елена Шулика. - Человек льготной категории заходит в транспорт со своей карточкой, фиксирует свой проезд. Информация через сервер будет поступать на компьютер в управлении социальной защиты".

В отличие от Никополя, здесь решили не искать инвестора, а реализовать идею в качестве городской программы, использовав на это 1,6 млн грн из городского бюджета. Более того, количество льготников планируют увеличить, добавив туда тех людей, которые получают пенсию меньше прожиточного минимума. Правда, следует заметить, что в Павлограде стоимость проезда в маршрутках до 8 грн на длинных маршрутах подняли еще в прошлом году.

То есть взаимопонимание между местной властью, льготниками и маршрутчиками в Павлограде есть. Хотя и ложка дегтя в этой идиллии присутствует – состояние дорог. Жители Павлограда жалуются, что водители маршруток не останавливаются на тех остановках, где раньше высаживали пассажиров. Просто до них не доезжают, объясняя это тем, что там просто нет дорог.

Желтые Воды. Танки грязи не боятся

Павлоградским маршрутчикам надо брать пример с суровых желтоводских, которые грязи не боятся. Городской голова Владимир Абрамов заявил, что нашел идеального перевозчика для города. "Новый перевозчик вообще не задавал вопросов о состоянии дорог в городе, обрезке деревьев и наличии знаков на автобусных остановках. Их все устраивает! Все нормально!" - заявил он, представляя новичка.

Это касается и цены на проезд в 7 грн. Дело в том, что 31 января старый перевозчик, который был монополистом, без предупреждения отказался выставлять автобусы на маршрут. Объяснил это именно тем, что и дороги не такие, и остановки не оборудованы, и тариф экономически не обоснован. И это при том, что в Желтых Водах компенсацию этому перевозчику за льготников из местного бюджета платили исправно. По словам Абрамова, за 2018 год за перевозку не только льготников, но и детей этот перевозчик получил 850 тыс. грн.

Новым перевозчиком жители города пока довольны, о чем даже говорилось на последней сессии горсовета.

Марганец. Удорожание "при поддержке городского головы"

Небольшой город рядом с Никополем имеет достаточно разветвленную систему маршруток, но здесь главная беда – тарифы. Даже областной центр с его возможностями и доходами граждан не рискует устанавливать тарифы на уровне 10 грн и более. А вот в Марганце мало того, что дважды за год пошли на повышение тарифа, да еще и на отдельных маршрутах хотели "загнуть" до 12 грн.

В конце концов ограничились ценой в 7-8 грн. Но есть интересная деталь, которая граничит с политическим самоубийством местного руководства: на объявлениях о повышении тарифа было указано, что это произошло при поддержке городского головы. То ли такой тонкий троллинг со стороны маршрутчиков, то ли кто-согласие поднять цену воспринял за поддержку, но вряд ли какой-то городской голова в здравом уме будет пиариться на повышении тарифа на что бы то ни было. Однако это задокументированный факт.

Каменское. Маршрутный шабаш с испугом

В Каменском ситуация с маршрутками за последний год напоминает хронику боевых действий. Почти ни дня не обходится без того, чтобы тот или иной автобус не влез в передрягу. Диапазон чрезвычайных ситуаций просто поражает: то с маршрутки во время движения выпала женщина, то пассажирам устроили душ во время дождя из-за неудовлетворительного состояния подвижного состава. В одних маршрутках поручни такие, что можно остаться без глаз, в других автобус передвигается по городу "на пузе". А однажды маршрутка во время движения потеряла сразу два колеса. Когда маршрутка врезалась в грузовик, пострадали сразу 13 пассажиров.

На этом фоне просто издевательством выглядит тот факт, что в городе дважды за год подорожал проезд. Тем более, что последнее событие, которое произошло в городе, просто шокировало местных жителей и даже власть: 23 апреля переполненная маршрутка без тормозов вылетела на толпу пешеходов на переходе, причем водитель пер по трамвайным путям.

Теперь в Каменском объявили охоту на маршрутчиков. До 10 мая их массово будут проверять, а потом будут думать, что со всем этим делать. Хотя городские власти уже определили курс, по которому будут пытаться двигаться – развитие коммунального АТП с современным подвижным составом. В настоящее время речь идет о закупке 40 новых автобусов. Где их закупать, пока неизвестно. Но мэр Каменского Андрей Белоусов лично посетил акционерное общество "Черкасский автобус", которое рассматривается как один из возможных партнеров по реализации проекта. Правда, заявленного количества для удовлетворения потребностей города все равно не хватит. Поэтому, с одной стороны, надо навести порядок с маршрутками в городе, а с другой – не поссориться с перевозчиками окончательно, чтобы сохранить баланс на рынке перевозок.

Следовательно, подход на местах к организации пассажирских перевозок на Днепропетровщине отличается. Где-то затыкают дыры, где-то пытаются двигаться вперед с учетом своих возможностей. И единого алгоритма действий не существует. Но руководители всех городов прекрасно понимают, что на предстоящих местных выборах транспортный вопрос будет стоять очень остро и городским председателям шевелиться придется.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme