Как мэр Днипра Филатов "включил форсаж" в погоне за вторым сроком

Последние заявления городского председателя Днипра Бориса Филатова на выдвижении Порошенко кандидатом в президенты и в соцсетях позволяют сделать вывод, что он уже стартовал в гонке за второй срок на посту. Ключевым будет месседж "Я спущу деньги вниз"

Филатов под видом своей мечты обещает бюджетную децентрализацию на уровне города. Звучит привлекательно, но дьявол кроется в деталях. Конечно, хорошо, чтобы директора школ не ходили в мэрию с протянутой рукой за каждой партой, или чиновники гуманитарного департамента не занимались закупками, чтобы на ремонт внутриквартальных дорог или нужды ОСМД деньги выделялись не благодаря обиванию порогов чиновников. Однако Филатов предлагает децентрализацию "управляемую" – то есть деньги будут выделяться людям с выборными должностями. А выборы – это всегда политика.

Свою идею админреформы Филатов озвучил еще в октябре прошлого года, когда заявил, что ликвидация районных советов неизбежна, это его инициатива, и на следующих местных выборах депутатов райсоветов выбирать не будут. И эта инициатива уже приобретает реальные шаги. На последней сессии Днипровского городского совета было утверждено решение увеличить штат сотрудников департамента социальной защиты населения с 72 до 545 человек уже с 1 апреля 2019 года. Это как раз те люди, которые сегодня занимаются вопросами социальной защиты в райсоветах. Теперь ими будут руководить в мэрии.

Что касается самой идеи админреформы, то Филатов видит ее так: "Я не хочу назначать директоров в каждый микрорайон. Нам нужно реальное, выборное самоуправление на местах. Например, комитеты избранных из 3-5 человек, избранных прямым голосованием жителями. Пусть берут деньги, осваивают их и за них отвечают, – сказал он. – Пусть каждый поселок и каждый микрорайон получит свои 3-10 миллионов гривен из городского бюджета на мелкие текущие нужды и делает с ними, что хочет. Я хочу заниматься крупными инфраструктурными проектами, а не слушать круглые сутки о ремонте внутриквартальных дорог и депутатских "назначениях". Одновременно, мы уберем гипертрофированное влияние департамента ЖКХ, который уже стал неуправляемым монстром".

Итак, с одной стороны, Филатов декларирует, что хочет отогнать чиновников департаментов от бюджетного корыта. А это не может не понравиться людям, хотя борьба с теми, кем сам управляешь, и кажется несколько странной. С другой стороны, мэр обещает реальные деньги на нужды ЖКХ, а не средства, которые прячутся за титульными списками капитальных и текущих ремонтов, которые обычно являются большой тайной. С большой долей вероятности можно предположить, что как раз в предвыборный год, а скорее с осени, некоторые микрорайоны начнут, скажем, в рамках какого-то пилотного проекта эти средства получать. Вряд ли это будет полномасштабная акция – скорее, своеобразный намек, что так будут жить все, если сохранят лояльность к городскому председателю.

Однако главной проблемой остается наличие этих самых денег. И выступление Филатова на форуме "От Крут до Брюсселя", где Петр Порошенко объявил о своем участии в президентских выборах – это возможность убить одним выстрелом двух зайцев. Это не только демонстрация лояльности к действующей власти в духе "в каждом троллейбусе – заслуга Порошенко", а и сознательное и рациональное использование влиятельной площадки для продвижения своих идей.

Напомним, что Филатов говорил о том, что доходы крупных мегаполисов в процентном соотношении выросли меньше, чем доходы городов с населением до 100 тыс. людей, и большие города стали пасынками децентрализации. Что в бюджет больших городов "постоянно лезут" чиновники из Минфина. Что децентрализация должна спуститься ниже, а школы и больницы надо сделать автономными. Что большим городам надо дать возможность делать заимствования на внешних рынках и выпускать муниципальные бонды. Земельный кадастр должен быть у городов, местное самоуправление должно иметь право администрировать местные налоги. Экологические деньги и экологический контроль должны принадлежать территориальным общинам. Нужно даже предоставить территориальным общинам возможность регулировать игорный бизнес.

Здесь сразу следует присмотреться к дьяволу в деталях. Относительно доходов городов стоит упомянуть следующий нюанс: кроме собственных денег, города получают поддержку из госбюджета. И у тех, у кого бюджет был мизерный, она действительно дала наибольший прирост – в процентах. Поскольку большие и богатые населенные пункты получили меньший прирост. Что, впрочем, и естественно, ведь больше всего в помощи нуждаются самые слабые.

Эконалог сейчас уплачивается в госбюджет. И понятно, что передача его на местный уровень откроет дополнительные просторы для лоббирования интересов крупных плательщиков, и мощного промышленного Днипра это касается в первую очередь. С муниципальными бондами тоже не все так однозначно: те же евробонды сейчас реализуется под довольно высокий процент, то есть являются рискованным видом финансовых заимствований, с которым может справиться государство, а вот справится ли город – тот еще вопрос.

Следовательно, если даже треть из заявленного станет реальностью, в руках у городского главы Днипра окажется немалый ресурс, в том числе финансовый, который позволит накануне следующих выборов на должность иметь безоговорочное преимущество перед конкурентами. Поэтому можно констатировать стратегический ход Филатова с целью переключить внимание днипрян из текущих проблем типа ремонта нового моста на более существенные вопросы. А поскольку в горсовете сегодня нет действенной оппозиции, пространство для маневров просто безгранично. Тем более, что вероятные конкуренты за кресло мэра не имеют сегодня на это ни времени, ни ресурсов.

Больше новости о событиях в мире читайте на Depo.Днипро