От Генплана до обвала: Как менялась набережная в Днепре

В Днепре от момента идеи реконструировать набережную до современного вида прошло 90 лет

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
От Генплана до обвала: Как менялась набе…

Набережная Днепра бесспорно является наиболее культовым местом на карте Днепра. Она самая длинная в Европе с протяженностью почти 23 км и состоит из трех частей — Набережной Заводской, Сичеславской набережной и набережной Победы. У каждого из этих отрезков и своя история, и свой колорит. Наиболее популярным местом, конечно, является Сичеславская набережная, которая охватывает центр города. Фонтаны, рестораны, пешеходный бульвар — все это как магнитом притягивает горожан.

В плену большой воды

Правда, гордость Днепра в последние дни стала предметом для обсуждения по другой причине. На участке от Шара желаний до моста на Монастырский остров сначала произошел один обвал набережной, а затем другой. Местная власть сетует на огромные ливни, которые почти каждый день с начала июня атакуют город. Учитывая, что набережная искусственная, намывная, это вызывает большую тревогу.

Обвал набережной в Днепре

По словам заместителя городского главы Днепра Михаила Лысенко, восстановление разрушенной набережной Днепра планируется завершить за несколько недель. Работы будут стоить минимум 2 млн грн: на набережной обрушилось перильное ограждение, гранитная плитка, которая была вложена на подпорной стенке с внешней стороны. "Возвели ее в советское время и на ней сделали опоры забора. А после дождя пошла нагрузка на эту плитку, она не выдержала и упала вместе с забором в воду", — сказал он.

Город страдает от наводнений не впервые. Например, улицу Владимира Великого, которая находится неподалеку от набережной, затапливало и 90 лет назад, и сегодня. Решить проблему с ливневками пока не удалось, хотя на днях был объявлен тендер на ремонт именно в этом районе. Более 20 млн грн планируют потратить на эти цели.

Подтопление улицы Владимира Великого в 1930-х годах

Подтопление улицы Владимира Великого Днепр

Возвращаясь к истории набережной следует отметить, что мысли о ее строительстве были в голове местной власти очень давно. В 1934 году даже было принято принципиальное решение о ее строительстве после того, как годом ранее приняли Генплан города.

На набережной должны были появиться монументальные здания. Местная пресса писала 7 ноября 1934 года: "В районе Коцюбинского и Ленинградской (сейчас — Ярослава Мудрого, ред.) улиц уже сейчас начато сооружение самой красивой части города. Гранитной набережной, что будет защищать Днепропетровск от наводнения. Вдоль новой набережной разместятся кварталы новых общественных зданий оригинальной архитектуры — дом Красной армии, Радиотеатр, Аэроклуб и др.".

Но партийное руководство СССР считало, что для не самого курортного города это большая роскошь. До Второй мировой войны удалось реконструировать лишь несколько кварталов набережной в центре, а потом было уже не до того. И все же, в 1950-х оббивание порогов в Москве дало результат. Более того, Никита Хрущев лично посетил город, чтобы посмотреть, как ведется строительство самой длинной набережной в Союзе.

С этим связан забавный нюанс. Поскольку стройматериалы для набережной надо было возить на большие расстояния, то вдоль береговой линии проложили железнодорожные пути, чтобы на поездах возить все необходимое для строительства. А возникло опасение, что генсек может споткнуться об пути, и железную дорогу убрали. А когда Хрущев уехал, то положили на место.

Строительство набережной Днепра в 1960-х годах

"Троллейбус имени Брежнева" и шар желаний

У Леонида Брежнева амбиции были еще больше. Во время визита в тогдашний Днепродзержинск (сейчас Каменское) он заявил, что мечтает, чтобы его родной город с Днепропетровском соединила единственная набережная, а по ней ходил троллейбус. Даже для советской гигантомании построить набережную такой длины почти не реально — расстояние между двумя городами почти 50 км. Поэтому в 1960-х годах набережная выглядела, все же, как зона отдыха, а не транспортная артерия.

Набережная в Днепре в 1960-х годах

Амбиции пришлось обуздать, хотя набережную сделали на тогдашнее время по последнему слову науки и техники, построив, в том числе, коллектор, который был стратегической артерией для города. Следующая активизация реконструкции Сичеславской набережной пришлась уже на 2000-е годы во времена мэрства Ивана Куличенко. Тогда появился и шар желаний, который быстро стал местом встречи молодежи. Затем пешеходную часть выложили плиткой, и до этого лета никаких проблем не возникало. Хотя и бросается в глаза, что ранее набережная пусть и не была такой модерновой, но выглядела более зеленой.

шар желаний

Однако время не стоит на месте, и само время напомнило, что набережная города нуждается не только в декоре и осовременивании, но и укреплении и уходе.

Фото: Блог Артема Костюка

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme