Филатов и отходы: Как в Днипре провалилась "великая мусорная революция"

Городские власти, раздав кучу обещаний относительно борьбы с мусором, признались в том, что не контролируют ситуацию

Филатов и отходы: Как в Днипре провалила…

В Днипре уже более недели не вывозится мусор, из-за чего у местных жителей возникло уже не только возмущение, но и легкая форма паники. Городской голова Борис Филатов в "Фейсбуке" только усилил эти настроения, обвинив единого частного перевозчика - "Днипрокоммунтранс" - в саботаже.

О масштабах проблемы свидетельствует тот факт, что менее чем за сутки под постом Филатова появилось более 1,3 тыс. комментариев. И подавляющее большинство из них – не поддержка слов и действий мэра, а реальные адреса, где собрались горы мусора. Сам Филатов пытается приводить исторические параллели с Италией, которая в свое время из-за действий мафии утонула в отходах. Но днипрянам более знакома история со Львовом. Хотя дело в Днипре не в том, что некуда вывозить мусор, а его вообще некому убрать.

Мусорная монополия "Днипрокоммунтранса" началась в конце сентября 2015 года – за месяц до местных выборов. Тогда из рынка устранили компанию "Гринко", обвиняя ее в долгах перед полигоном, многочисленных жалобах горожан и невыполнении договорных условий. Киевская компания сопротивлялась, пыталась отстоять собственные интересы, но тщетно.

С 1 октября 2015 года мусорная тема в горсовете была переподчинена. Если раньше за этот вопрос отвечал один вице-мэр Анатолий Крупский, то с этого дня - уже другой вице-мэр, Виталий Мархасин. А директором профильного департамента вместо Игоря Дядичко стал Владислав Грицай – нынешний директор департамента ЖКХ Днипровского горсовета. В тот же период времени по требованию АМКУ не состоялся запланированный конкурс на определение компаний-перевозчиков – конкурсный комитет так и не собрался. Оно и не удивительно, потому что все ждали результатов выборов.

Не провели конкурс и после победы Филатова на выборах. В кулуарах горсовета говорили, что проведение конкурса без поднятия тарифа невозможно – желающих работать за копейки могло не набраться, тем более, что последний раз мусорный тариф в Днипре пересматривался еще в 2011 году. А начинать мэрскую карьеру с непопулярных действий, которые повредили бы имиджу, Филатов, видимо, не захотел. Тем более, что на фоне скандала с львовским мусором в Днипре ситуация выглядела более-менее контролируемой. Однако жалобы на "Днипрокоммунтранс" продолжали поступать, сама компания жаловалась на неплатежи со стороны населения и низкий тариф.

Так продолжалось вплоть до зимы 2017 года. 22 февраля заместитель городского головы Михаил Лысенко объявил о начале в Днипре "большой мусорной революции". На пресс-конференции чиновник сообщил, что в течение года во время реконструкции исторической части правобережной части города планируется установить 550 подземных контейнеров для сбора мусора, а также закупить 13 новых мусоровозов, которые будут их обслуживать.

Тогда же впервые подняли тему повышения тарифов.

"Пока желающих выйти на рынок вывоза мусора в Днипре не наблюдается. 9,80 грн с человека никого не устраивает, для перевозчиков это убыточно. Реальный тариф должен быть в районе 16-17 гривен с человека", - заявил Лысенко.

Если бы обещанная Лысенко "мусорная революция" произошла, то в феврале 2018 года он должен был бы созвать новую пресс-конференцию и похвастаться подземными контейнерами и новыми мусоровозами. И заместитель городского головы 8 февраля встретился с СМИ, но не для отчета, а чтобы дать новую порцию обещаний.

"Британская компания выиграла конкурс на строительство в городе мусоросжигательного завода. Сейчас городская власть подписывает с ними договор. После его подписания британцы начнут изготовление проекта, на который уйдет около 9 месяцев. Сообщалось, что инвестор готов вложить 60 млн фунтов, из городского бюджета на это не будет использовано ни одной копейки. После 10 лет функционирования завод должен быть передан в коммунальную собственность", - отметил тогда он.

Заместитель Филатова также сообщил, что с мая за деньги частного инвестора в Днипре начнет работать сортировочная линия твердых бытовых отходов. По его словам, уже создано новое коммунальное предприятие, которое будет заниматься вывозом мусора.

"Днипрокоммунтранс" нам заявлял, что ему не хватает средств, чтобы добросовестно работать. Городские власти эти средства дали, но ситуация с вывозом мусора только ухудшилась, - отметил он. - Во второй половине мая мы проведем новый конкурс на вывоз мусора, в котором будет участвовать и новое КП. Мы берем во внимание опыт Берлина. Там занималось вывозом тоже коммунальное предприятие, которое потом продали частнику, но за семь лет обратно выкупили. Это оказалось эффективным. У нового предприятия будет 6 тысяч контейнеров, а также 29 мусоровозов, которые мы покупаем в ближайшее время".

То есть снова обещания о новых контейнерах, новых мусоровозах, а воз и ныне там. Почему?

Филатов в своем посте ссылается на то, что тендеры на приобретение техники заблокированы Антимонопольным комитетом. И это действительно так.

Дело в том, что компании-претенденты подали жалобу в АМКУ по поводу дискриминационных требований в документации. Например, мусоровозы должны быть на шасси "Форд" с определенными характеристиками, прописанными под конкретного участника. Интересно, что в документации не делается акцент на использование топлива, но указано, что в кабине водителя должен быть круиз-контроль, удобное кресло и даже магнитола.

Трагикомическая ситуация с контейнерами. Например ООО "Днипрозет" подало жалобу в АМКУ, что КП "УРЕА", которое проводит тендер, требует зеленые контейнеры. В то время, как фирма обладает серыми. Там не понимают, как цвет влияет на функционал. Одним словом, вопросов к тендерному комитету немало.

Кстати, член ОО "Платформа общественный контроль" Денис Селин отметил, что гневный пост Филатова по поводу мусора в городе есть ни что иное, как попытка надавить на АМКУ накануне рассмотрения дела.

"У Филатова очередная истерика по поводу тендеров. Когда он говорит о тендерах по мусоровозах и их срыве, то, в первую очередь, виноваты сами тендерные комитеты. Которые не могут нейтральные требования прописать или применяют двойные стандарты к оценке победителей. Как следствие - конкуренты оспаривают все в Антимонопольном комитете, и скорее всего по ряду пунктов выигрывают. АМКУ рассматривает жалобы 27 и 28 числа, и сейчас Филатов банально пытается публично надавить", - написал он.

Возможно, это действительно так, а возможно, Филатов хочет уберечь себя от очередного имиджевого провала. Скандал с ремонтом Нового моста, повышение квартплаты, массовое сокращение работников школ и детских садов, транспортный коллапс из-за погодных катаклизмов уже сделали свое отрицательное дело. Война против МАФов и пунктов приема металлолома, которые подаются как вселенское благо, не дают ожидаемых результатов. Потому что эти проблемы не так близки сердцу горожан, как невыносимая вонь под окнами. Поэтому городской голова должен выступить спасителем, но, похоже, четкого плана действия у мэрии пока нет. По крайней мере, в рамках закона.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme