Новые трамваи и старые пути: Как в Днепре обновляют подвижной состав электротранспорта

Качественное обновление транспортной инфраструктуры в Днепре возможно только при комплексном подходе

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
Новые трамваи и старые пути: Как в Днепр…
Трехсекционніе трамваи в Днепре от "Южмаша"

Обновление подвижного состава электротранспорта на сегодняшний день является одной из главных тем в развитии инфраструктуры города. Однако до сих пор идет дискуссия, что лучше: покупать подержанные трамваи в Европе или сосредоточиться на закупке нового подвижного состава. Тем более, что в Днепре под боком "Южмаш" – космическое предприятие, которое уже производит современные трамваи с низким полом, курсирующие в Киеве, Египте, Молдове, но очень редко встречающиеся в Днепре.

Конечно, вариант с секонд-хендом – более дешевый, что позволяет приобрести большее количество вагонов. Вариант с новыми трамваями – более дорогой, но в перспективе более выгодный. Городским властям Днепра приходится разрываться между дилеммой – настроениями горожан, которые хотят обновления здесь и сейчас, и необходимостью думать о завтрашнем дне. Конечно, все упирается в деньги. Поэтому сейчас в городе реализуется смешанная тактика обновления транспортной инфраструктуры. Первая – на средства местного бюджета путем привлечения инвестиций. Вторая – за счет реализации государственной программы по закупке новых трамваев.

Новые трамваи: Дорого и негде ездить

В горсовете Днепра было принято принципиальное решение покупать подержанные трамваи в Германии, в основном в Лейпциге. Два года назад этот процесс пошел очень активно. Тогда директор департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета Игорь Маковцев заявил, что трамваи покупают по 40-45 тысяч евро. По его словам, они продолжительное время работали в европейских странах, но при этом совсем недавно прошли глубокую модернизацию – им изменили систему управления, поставили электронику. Очень важно, что вышеуказанная цена со всем – с изменением колеи, растаможкой и т.д.

"А если мы говорим о новом трехсекционном трамвае, который хотят все видеть и который используется в Киеве, то они стоят 1,2–1,3 млн грн. Но один трамвай нам ничего не решает, а за эти деньги мы можем купить 50 использованных" ", – сказал Маковцев.

Подержанные трамваи из Лейпцига в Днепре

Еще одним аргументом стала стратегическая составляющая – состояние трамвайного полотна. Не могут по убитому трамвайному пути ездить современные машины. Поэтому город хочет иметь новые трамваи, но не имеет возможности их использовать.

В марте 2020 года решением горсовета Днепра, коммунальному предприятию "Днепровский электротранспорт" разрешили приобрести в лизинг 30 подержанных трамваев Т4DM. На это выделили 35,4 млн. грн. Договор на финансирование лизинга был заключен с банком "Укргазбанк", которому будут выплачиваться 15,2% годовых в течение 36 месяцев. В общей сложности на маршрутах города сегодня работает около полусотни таких трамваев, в 2021 году их купили 10. Что касается колеи, то в 2021 году было отремонтировано 4 км полотна.

Новая программа – новый подвижной состав

Однако от идеи закупки новых трамваев не отказались. В июне 2021 года поступило сообщение о подписании меморандума с ЕБРР на воплощение программы "Зеленые города". Кредитные средства от банка будут потрачены, в частности, на реконструкцию трамвайных путей маршрутов №№18,19 и закупку 20 новых трамваев с низким полом. Реконструкция будет проходить на условиях банка. Проект реконструкции будет разрабатываться с участием их специалистов. Закупки будут также проходить на площадках ЕБРР.

Подписание меморандума предшествовало заключению соглашения на финансирование. А уже в августе 2021 года департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Днепропетровской облгосадминистрации объявил тендер на приобретение новых трамваев с низким полом, изготовленных не ранее 2021 года, не только для Днепра, но и Кривого Рога. Планировалось потратить 1,2 млрд. гривен. на приобретение 18 трамваев.

Производство новых трамваев на "Южмаше" в Днепре

Речь шла о трехсекционных вагонах длиной 27 метров с высотой входной ступени не более 37 см. Количество мест для сидения должно быть не менее 50 единиц. То есть, это такие же трамваи, как для Киева. Однако в октябре 2021 года тендер отменили. Заказчик закупки отклонил заявки участников торгов ООО "Совместное украинско-немецкое предприятие "Электротранс" и ООО БКМ-Украина из-за несоответствия документации.

"Российский след" в закупке трамваев

Отказаться от закупки новых трамваев для Днепра фактически невозможно. Это средства, которые по решению Кабмина из Дорожного фонда перераспределили на закупку трамваев в Днепре и Кривом Роге и направили Министерству инфраструктуры для предоставления субвенции областному бюджету Днепропетровской области. Поэтому в ОГА объявили второй тендер на закупку подвижного состава. Если не возникнет больших скандалов, и договор будет заключен, то уже к концу года можно говорить о качественном обновлении подвижного состава.

Победитель определится на днях, но есть нюансы. На аукцион были представлены предложения четырех предприятий, два из которых, включительно с предложением швейцарской компании Stadler Bussnang AG, были отклонены. За право поставлять новые трамваи для городов Днепропетровщины на аукционе будут бороться производитель из Днепра ООО "Татра-Юг" и ООО "Торговый дом УКВЗ-Украина", которое является дилером российского Усть-Катавского вагоноремонтного завода.

Что делать с колеей

Состояние трамвайного пути действительно вызывает большую обеспокоенность. Трамваи сходят с рельсов в городе регулярно, и это уже не никого не удивляет. В горсовете заявляют, что трамвайные пути никого не беспокоили с момента прокладки. Поэтому их ремонт является одним из ключевых вопросов для городских властей. Из 4 километров, отремонтированных за прошлый год, особое внимание уделили участкам на перекрестках с автомобильными путями. И это очень актуально. Напомним, большой резонанс вызвала трагедия в канун нового года, когда трамвай сошел с рельсов и убил женщину.

В Днепре трамвай убил женщину

В ноябре прошлого года было заявлено о том, что идет первый этап капитального ремонта трамвайных путей на улице Руденко. Этот участок трамвайного полотна был уже в неудовлетворительном состоянии, поскольку последний капитальный ремонт здесь проводился 37 лет назад. Это стратегическое направление, откуда все трамваи, за исключением № 18 и № 19, выезжают на маршруты.

Директор коммунального предприятия "Днепровский электротранспорт" Владимир Кобец отметил, что в устройстве новых железобетонных шпал применяется современная технология пружинного скрепления, которая более долговечна и обеспечивает бесшумность движения трамваев. Поэтому процесс обустройства новой трамвайной инфраструктуры в городе продолжается, но только комплексный подход сдвинет ситуацию с мертвой точки.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme