Борьба с визуальным шумом: Как в Днепре продвигают дизайн-код города

В Днепре за пять лет намерены навести порядок с рекламой, однако еще не все согласны играть по правилам

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
Борьба с визуальным шумом: Как в Днепре…

В Днепре три года назад объявили курс на наведение порядка с рекламным лицом города. На это городская власть отвела себе пять лет. При разработке дизайн-кода в основу был заложен принцип — снижение уровня "визуального шума", а также уважение к архитектуре. Реклама должна не "кричать", а "говорить", вписываться, а не перекрывать, обозначать, а не призывать.

Театр начинается с вывески

Процесс унификации продолжается, хотя до сих пор существуют проблемы. Как заявил главный художник Днепра Сергей Белый, все владельцы магазинов или других коммерческих объектов готовы отказаться от больших вывесок, чтобы получить лишних клиентов.

"Некоторые владельцы уверены, что маленькая вывеска не привлекает клиентуру. Некоторые систематически меняют вывеску на неправильную, хотят делать по-своему. Главный аргумент — их не будет видно! — рассказал Белый. — Во всем мире театры используют свои прекрасные фасады для привлечения публики и для добавления стоимости к бренду театра, а у нас их прячут за дешевой рекламой и снижают не только свою стоимость, но и стоимость города. Надеюсь, со временем нормы дизайн-кода, принятого в Днепре, будут соблюдаться. И архитектурный облик нашего города станет намного приятнее".

В целом же "рекламных" монстров пока удается укротить, и постепенно Днепр приобретает унифицированный вид в плане вида улиц.

Вывески на улицах Днепра

Дом под цвет платья и магазин жены Филатова

Когда идею начали воплощать в жизнь, возник вопрос, а для всех ли правила будут одинаковы? Частично ответ на него дал случай, который произошел с женой мэра Днепра Бориса Филатова. При этом сам Филатов немного даже потроллил ее в соцсетях.

Магазин жены Бориса Филатова

"Пошла, значит, бизнес-вумен к рекламщикам и заказала себе вывеску на магазин. Заплатила деньги. Начала вывеску прибивать на фасад. Только обнаружил ее главный художник города и подверг критике. Дело в том, что вывеска не соответствует утвержденному дизайн-коду. Просто уроды-рекламщики не сообщают клиентам, когда делают вывески, что в городе есть дизайн-код", — отметил Филатов.

В итоге вывеску пришлось изменить. Были даже смешные случаи. Фасад дома №10 на улице Воскресенской был перекрашен в ярко розовый цвет. Фасад перекрашивала девушка, одетая в розовое платье. Тогда в соцсетях даже шутили, что кто-то подбирает машину под цвет сумочки, а кто-то дом под цвет платья.

В Днепре дом покрасили под цвет платья

Руководитель управления по вопросам охраны культурного наследия Днепровского городского совета Надежда Лиштва сообщила: владельцы были предупреждены, что здание является памятником архитектуры, поэтому его перекраска невозможна.

Впоследствии главный художник Днепра продемонстрировал и наименьшую по размерам вывеску в городе — как коробку со спичками. Хотя жители города тогда также шутили, что нелегальные залы игровых автоматов вообще без вывесок, но на продажи не жалуются.

Билборды — под единый стиль

Однако под дизайн-код решили подвести не только рекламные вывески, но и билборды. При этом об этом объявили незадолго до местных выборов. Предполагалось, что правила будут распространяться на билборды, ситилайты, призматроны и тому подобное.

Дизайн-код будет применяться для выбора места расположения рекламы для освобождения улиц от визуального шума.

"Кто-то подумает: "Что здесь разрабатывать? Просто убрать борды и все!" Просто убрать борды - это примитивно, несправедливо и лишено смысла. Даже если сегодня волевым решением убрать все борды в городе, то завтра они появятся снова на вполне законных основаниях", — заявил тогда Белый.

Хотя как раз с билбордами в последнее время возникли проблемы. Во время демонтажа билбордов по решению исполкома 2 июля возник скандал с избиением журналистов. Правда, к дизайн-коду это не имеет отношения.

Граффити в законе

Если размещение рекламных вывесок и билбордов регулируется на уровне разрешений и согласований, то что делать с любителями граффити? Эти люди зачастую бунтари по характеру, и правила им не писаны. И здесь дилемма — либо бороться с ними с помощью правоохранителей, либо установить определенные правила игры на уровне договоренностей. Городские власти Днепра пошли по последнему пути. В Днепре создали меморандум уличных художников. В нем определяют случаи, когда стрит-арт разрешен, а когда он подпадает под вандализм. Текст меморандума прописывает ряд строгих запретов и объясняет, в каких случаях коммунальщики будут лояльно относиться к уличному искусству.

Забор с граффити, ограждающий строительство метро, признали в качестве примера вандализма, а не уличного искусства. Второй объект — муравьед, нарисованный на воротах здания. Его можно найти в центре, на улице Старокозацкой, 16/18. Муравьеда признали допустимым.

Мурал с муравьедом в Днепре

Таким образом, в Днепре пытаются комплексно подойти к решению проблемы привлекательности города с точки зрения внешнего вида. Процесс этот нелегкий, но еще есть два года на то, чтобы окончательно приучить и жителей города, и коммерсантов к определенным рамкам дозволенного.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme