"Взрывной" скандал вокруг строительства метро в Днепре: Почему от Киева требуют действий

Строительство метро в Днепре продвигается не такими темпами, как хотелось бы местным властям и, особенно, жителям города

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
"Взрывной" скандал вокруг строительства…

В Днепре возник скандал со строительством метро, который уже вышел на всеукраинский уровень. Городская власть и лично мэр Борис Филатов обвиняют и областную власть, и Киев в саботаже процесса из-за отсутствия разрешений на проведение подземных взрывных работ. Учитывая важность транспортной темы для местных жителей, вопрос будет "горячим" вплоть до местных выборов. В этом можно даже не сомневаться.

Как Саакашвили поддержал Филатова

В конце апреля заместитель городского председателя Днепра Михаил Лысенко в интервью на одном из местных каналов заявил, что разрешения на проведение взрывных работ получены. "У нас на руках документ, который не могли получить девять месяцев. Разрешение на взрывы. На сегодняшний день девяносто процентов всех остальных разрешений получили, – сказал он. – Мы дошли до того момента, когда без взрывных работ не обойтись".

По его словам, с середины мая – начала июня планировалось перейти к интенсивным работам. Проходит неделя, и оказывается, что разрешений на взрывы все-таки нет. По словам того же Лысенко, компания Limak постоянно сталкивается с препятствиями со стороны органов центральной и областной власти. А с приходом нового руководства области в 2019 году якобы начали затягиваться сроки выдачи документов или вообще игнорируются обращения.

Главное управление Гоструда в Днепропетровской области уже 9 месяцев не дает согласия на проведение взрывных работ, аргументируя тем, что у Limak якобы отсутствуют четыре документа. При этом, среди прочего, Гоструда требует от подрядчика разрешения на подземные и открытые горные работы, которые вообще должны быть в случае добычи полезных ископаемых. В связи с этим городской совет Днепра и Limak обратились к президенту Владимиру Зеленскому, к Кабмину, Европейскому банку реконструкции и развития и Европейскому инвестиционному банку (как инвесторам проекта) и другим международным организациям, пытаясь привлечь внимание к ситуации, которая сложилась, и как-то сдвинуть процесс с места.

Ответ пришел с неожиданной стороны – от Национального Совета реформ за подписью Михаила Саакашвили. Точнее, не ответ, а письмо на ГУ Гоструда в Днепропетровской области, в котором говорится о том, что из-за нерегистрации в течение почти года сообщения о начале подземных взрывных работ тормозится строительство метрополитена в Днепре. В документе также подчеркивается, что из-за позиции Гоструда государство несет убытки из-за вынужденного простоя строительной компании, которая избрана подрядчиком работ. А недостроенные из-за отсутствия работ объекты представляют угрозу центру города.

На этом ситуация пока что и "подвисла". А время идет. И главный вопрос на самом деле, являются ли подземные взрывы действительно тем, что позволит включить на полную мощность работы?

Почему тормозится строительство метро в Днепре

Следует отметить, что Филатов в течение последних лет открещивался от собственной ответственности за достройку метро. "Этот кредит в 330 млн евро Украина взяла у Европейского банка. Подрядчика тоже утверждал ЕБРР, – сказал он. – И город к этому вообще не имеет никакого отношения. Днепр – формальный заказчик. Он не двигает деньги и не выбирает подрядчиков", – отметил Филатов.

Вместе с тем, городской глава подчеркивал, что этот "советский проект" надо завершать, иначе придется откачивать воду, укреплять или заливать бетоном. И на это уйдут те же деньги. Или же все просто провалится под землю. А речь идет о центре города, поскольку новая ветка проходит через проспект Дмитрия Яворницкого.

Деньги из государственного бюджета на строительство метро выделяются. В Госбюджете-2020 на проект предусмотрены 812 млн грн.

Заместитель городского председателя Михаил Лысенко заявил, что, по самому пессимистическому прогнозу, открытие новых станций произойдет уже в 2023 году. "Пока нет ни одного фактора, чтобы сказать, что метро не появится в Днепре до 2023 года, – сказал он. – Тем более, что сейчас мние днепряне могут контролировать ход работ. Каждый день летают квадрокоптеры и многие следят, кто и куда выехал и заехал".

Однако оказалось, что факторы, которые тормозят строительство, все же есть. И отсутствие разрешений на проведение подземных взрывов тому наглядный пример. Хотя существуют и другие сложности. Причем довольно неожиданные. "В Днепре есть ресторан "Оранжерея". Он находится в полуподвальном помещении. В стволе метро! До такой степени все было заброшено, что стволы метро начали отдавать или отводить для частных заведений", – рассказал Филатов.

Кроме того, торможение работ объясняли изменением способа проходки на Новоавстрийской. Это приостановило процесс, но в будущем должно его значительно ускорить, поскольку позволит доставать породу значительно быстрее, чем раньше.

"Грязные руки" или страсти вокруг подрядчика

Это не первый скандал, который возник вокруг строительства метрополитена в Днепре за последний год. Еще в сентябре 2019 года Бабушкинский районный суд Днепра позволил следователю СБУ изъять документы коммунального предприятия "Днепровский метрополитен", чиновников которого подозревают в содействии ненадлежащему выполнению работ по реализации международного проекта "Завершение строительства метрополитена в г. Днепропетровске". В результате таких действий, по мнению СБУ, были причинены убытки местному бюджету.

Реакция городского председателя была весьма жесткой. По его словам, процес строительства метро в Днепре прозрачный, а правоохранительные органы своими действиями могут вызвать международный скандал. "Я езжу, стараюсь налаживать международные связи, в город приезжают серьезные люди ... Вот недавно, например, приезжал турецкий посол. А в это время разные заинтересованные, я не знаю, в чем, правоохранительные органы начинают не уважать компанию Limak, – сказал он. – Турецкую компанию, имеющую международный авторитет, которая построила в Стамбуле один из крупнейших в мире аэропортов, которая возвела торговый порт в Измире и железнодорожный вокзал в Анкаре. Все это закончится международным скандалом. Будет ли это выгодно Днепру и Украине – большой вопрос".

С тех пор страсти вокруг турецкого подрядчика затихли, однако вопросы относительно хода работ остались. Возможно, этот скандал утих в информпространстве, потому что совпал по времени с чрезвычайным происшествием, когда возле одной из площадок по строительству метро треснуло студенческое общежитие и возник провал. Все внимание общественности было приковано к нему. Звучали предположения, что провал возник именно из-за строительства метро, но официального подтверждения это не нашло. Хотя активные работы там продолжаются и сейчас.

Что происходит на стройплощадках

Последние данные свидетельствуют, что даже без подземных взрывов строительство метро продолжается. Напомним, новая ветка метро будет состоять из трех станций – "Театральная", "Центральная" и "Музейная". С начала мая метростроители продвинулись в строительстве тоннелей на пересечении проспекта Яворницкого и улицы Столярова. Метростроителям удалось продвинуться на 11 метров в левом тоннеле в сторону станции "Вокзальная". В сторону станции "Театральная" метростроители продвинулись на 1,4 метра. Длина тоннелей составила 74 и 83 метров соответственно. В правых тоннелях, длина которых составляет 13,56 и 10,34 метра, работы не велись.

В стволе №14 на площади Героев Майдана не зафиксировано положительных изменений. Рабочим удалось пройти 237 метров тоннеля №1 в сторону станции "Центральная", 90 метров в сторону станции "Музейная". Во втором тоннеле до станции "Центральной" пройдено 120 м, до "Музейной" – 113 метров.

А вот на углу проспекта Яворницкого и улицы Героев Крут уже пройдены 51 из 68 метров вертикальной шахты. За месяц удалось углубиться на 24 метра.

Конечно, жители Днепра ждут более весомых достижений в прохождении тоннелей и строительстве станций. Но если дело строительства окончательно перейдет в политическую, а не практическую плоскость, ощутимые сдвиги могут не произойти. И тогда "пессимистический" прогноз относительно открытия станций в 2013 году может стать еще более пессимистичным.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme