Электронный билет в Днепре: Как в горсовете перезагрузили идею шестилетней давности

В Днепре снова анонсировали внедрение электронного билета для оплаты проезда в электротранспорте

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
Электронный билет в Днепре: Как в горсов…

Жители Днепра уже давно поднимают вопрос внедрения безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. И если в электротранспорте частично эта идея осуществлена, и можно использовать банковские карты, то в маршрутках пока не поспешили внедрить технологию. Много раз возникал вопрос, почему не сделать что-то вроде проездных в трамваях и троллейбусах, к которым люди пожилого возраста привыкли в советское время, но с использованием современных технологий.

Обещаний и перспективных проектов городскими властями озвучивалось немало, а вот до практической реализации дело не доходило. И вот на днях из мэрии раздался сигнал, что дело сдвинется с мертвой точки. В горсовете созрели для внедрения электронного билета.

Что это будет и как будет происходить

Как отметил директор департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета Игорь Маковцев, днепряне смогут покупать специальные тарифные пакеты, например, на 10-20 поездок или на время — месяц, квартал, полгода. Можно покупать и разовый билет, он будет бумажный с чипом, но он будет стоить дороже, поскольку туда будет входить стоимость изготовления билета. Следует отметить, что стоимость проезда в электротранспорте города составляет 8 грн.

Приобрести электронный билет можно будет в специальных пунктах продаж через платежные терминалы, официальный сайт системы автоматического учета и мобильное приложение. Собственно, на финальном этапе все это можно будет сделать в смартфоне – тем, у кого он есть.

Запустить систему безналичной оплаты за проезд планируется до конца года. Проект решения уже готов, но нужно пройти определенные процедуры. Первый и главный этап – исполком городского совета должен утвердить порядок функционирования автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском коммунальном транспорте и технические условия этой системы – базовый документ, от которого и будут отталкиваться. А дальше, как говорится, дело техники.

Пока открытым остается вопрос, какая судьба ждет кондукторов. Или они останутся, или Днепр пойдет по следам Кривого Рога, где от кондукторов отказались, а вместо них придумали другую штатную единицу – контролеров.

Что касается безналичной оплаты проезда в маршрутках, то этот вопрос пока на уровне консультаций с перевозчиками, поскольку устанавливать дополнительное оборудование в автобусы им придется за свой счет, а маршрутщики и так заявляют, что работают чуть ли не в убыток.

Хотя есть и почти революционная идея для города, связанная с маршрутками – ночные автобусы. Они должны соединить самые отдаленные районы города в ночные часы. Для жителей Днепра это действительно головная боль, поскольку после 23:00 доехать куда-то почти не реально.

История вопроса: Идея "карточки горожанина"

Впервые о возможности платить за проезд в общественном транспорте Днепра с помощью карты заговорили еще в 2016 году, однако вопрос рассматривался значительно шире. Были планы внедрить "карту горожанина", которая также предоставляла бы возможность пользоваться другими муниципальными услугами. На ней должна была содержаться информация о льготах, субсидиях и т.д. Вопрос заключался только в том, какой сделать эту карту – пластиковой или электронной, в смартфоне. Местные власти склонялись к первому варианту из-за пенсионеров.

Впоследствии идея трансформировалась в желании внедрить паспорт горожанина для проезда в транспорте, подписи документов, оплаты услуг через интернет. Кроме того, она должна была выполнять функции электронной медицинской карты и служить для того, чтобы стать в онлайн-очередь к врачу. Запустить проект обещали уже в 2017 году, при этом пенсионерам хотели выдавать карты бесплатно, а жителям города оформление стоило бы около 50 грн. Впоследствии даже показали визуализацию будущей карты.

Проект карты горожанина в Днепре в 2017 году

В декабре 2016-го тогдашняя исполняющая обязанности заместителя городского главы Днепра Яника Мерило сообщила, что внедрение карты будет проходить в четыре этапа. Первый – введение карты жителя для определенных льготных категорий. Второй – добавление к карте электронного билета для проезда в метро и на одной линии трамвая. Следующий этап – распространение действия билета на весь электротранспорт. И последний шаг – внедрение такой системы в маршрутных автобусах.

Раз "пилотник", два "пилотник"

Но не успели жители Днепра обрадоваться, как все остановилось. Отчасти после того, как в 2017 году появился на национальном уровне законопроект об электронном билете. Здесь уже начали говорить, что до конца года после инвестиционного конкурса Днепр может получить единую карту, которая будет действовать для всего городского электротранспорта, и, возможно, в маршрутках. Стоимость проекта оценивали в 8 млн долларов. Получить средства ожидали от инвестора, а система должна была окупиться за два-три года.

Те деньги, которые вложил бы инвестор, планировали потратить на расходы по установке валидаторов в электротранспорте: трамваях, троллейбусах и метро. И снова тишина, продержавшаяся почти пять лет. За это время на родине Владимира Зеленского успели ввести карту криворожца, по которой жители города бесплатно ездят в коммунальном транспорте. А в Павлограде в маршрутках установили валидаторы, с помощью которых льготники путем сканирования специальных карт фиксируют факт проезда.

О безналичной оплате проезда в Днепре вспомнили в 2021 году, но не власть, а один из частных перевозчиков, который в качестве пилотного проекта установил валидаторы в маршрутках на отдельных направлениях.

Волыдаторы в маршрутках Днепра

В департаменте транспорта горсовета заявили о начале пилотного проекта, в рамках которого будут установлены 35 валидаторов. Но для Днепра это была капля в море.

Внедрение электронной карты позволит не только упростить систему платежей в транспорте Днепра, но и определить реальный пассажиропоток в общественном транспорте. Это выгодно городу и его жителям, но не очень выгодно тем, кто ради повышения стоимости проезда иногда манипулирует цифрами. Поэтому интересно, реализуется ли программа быстро и прозрачно, или все же возникнут подводные течения.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme