Строительство метро в Днепре: Что удалось за год и когда запустят вторую очередь

Турецкий подрядчик Limak взял рекордные темпы строительства метро в Днепре, а в Киеве увеличили финансирование

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
Строительство метро в Днепре: Что удалос…
Туннель метро Днепра в конце декабря 2021 года

Строительство второй очереди метрополитена Днепра стало основным инфраструктурным проектом для города в 2021 году. Прежде всего потому, что за год был достигнут больший прогресс, чем за все предыдущие годы. Три станции, которые соединят железнодорожный вокзал с центром и нагорной частью города, расположенные на разной глубине, будут иметь разный вид, но конечная цель – запуск второй очереди, стал уже не виртуальной мечтой, а приобрел реальные формы.

Больше денег и два года достройки

Метро в Днепре было открыто более 26 лет назад – 29 декабря 1995 года. Первая линия соединяет Покровский жилой массив с вокзалом. В этом году перевезено более 4 миллионов пассажиров. Но все внимание сосредоточено именно на достройке новой линии. И здесь большое значение имеют деньги. В бюджете города на 2022 год учтена субвенция из госбюджета.

"Что касается субвенции на метро — она вырастет на 270 млн грн и составит 370 млн грн. Это произошло благодаря договоренности городских властей с Кабмином. Увеличение субвенции поддержал и министр финансов Сергей Марченко, и депутаты профильного комитета Верховной Рады", — отметил заместитель городского председателя Днепра Владимир Миллер.

Следует отметить, что это субвенция из общего фонда бюджета. А еще 1,1 млрд грн поступит за счет других источников из специального фонда – прежде всего это кредитные средства ЕБРР. То есть финансирования строительства достаточно, чтобы и дальше держать высокий темп строительства.

В настоящее время проходка составляет около 200 метров в неделю. Метростроевцы уверяют, что таких темпов не было даже в советское время. Если не будет торможения процесса, то уже в середине 2023 года пройдут все 8 километров тоннелей, а также построят все три станции. А дальше начнут прокладывать инженерные сети, производить отделочные работы на станциях и строить всю необходимую инфраструктуру. Таким образом, в декабре 2024 уже можно будет рассчитывать на запуск новых линий.

Историческая сбойка и самая глубокая станция

В 2021 году, а именно в апреле, на строительстве метро произошло событие, которое назвали эпохальным – сбойка тоннелей. В шахтном стволе №1 на углу проспекта Яворницкого и улицы Столярова соединили второй тоннель между станциями "Вокзальная" и "Театральная". С момента начала строительства второй ветки метро в городе это была первая сбойка тоннелей.

Тогда мэр Борис Филатов даже выразил недовольство тем, что это событие не заметили в Киеве и даже не поздравили город. "Если бы это событие произошло во времена нашего советского прошлого, то о нем написали бы победные реляции все партийные газеты, центральные телеканалы сняли сюжеты и, как минимум, высшее республиканское руководство лично крутануло ручку взрывной машинки. Но сейчас, во время постправды, хайпа и ненависти, это событие никому не интересно", – отчаянно отметил он.

Строительство станции "Театральная" в Днепре

К началу 2022 года готовность станции "Театральная" оценивается примерно в 45%. Там не только соединили перегонные тоннели, но начали строить центральный зал станции с перронами.

Что касается станции "Центральная", выход на которую планируется на Площади Героев Майдана, то здесь один из самых сложных участков, поэтому весь год проводились взрывные работы в районе здания мэрии. Судя по всему, самая активная предполагается на финишной прямой.

Станцию "Музейная", расположенную в районе памятника Славы, исторического музея имени Яворницкого, больницы Мечникова и нескольких вузов, можно считать уникальной. Ее глубина составит более 70 метров, что сделает ее второй по глубине в Европе после столичной "Арсенальной". И именно здесь расположен 72-метровый флагшток – его высота такая же, как глубина станции.

Твердый гранит и мутная вода

Главная проблема в строительстве метро Днепра осталась неизменной – особенности грунта. Поэтому было важно получить разрешение на проведение взрывных работ. Именно поэтому возник скандал: в 2020 году, еще при старом губернаторе Бондаренко и бывшем облсовете, в мэрии Днепра обвиняли областное руководство в саботаже строительства метрополитена. В частности, турецкой компании Limak, являющейся генподрядчиком, мешали получить разрешительные документы на проведение взрывов. По мнению городских властей, без каких-либо на то оснований Главное управление Гоструда в Днепропетровской области целых 9 месяцев не давало согласия на проведение взрывных работ.

Представители областных властей аргументировали задержки тем, что у Limak якобы отсутствовали четыре документа. Городской совет Днепра и генподрядчик совместно обратились к Владимиру Зеленскому, Кабинету Министров Украины, Европейскому банку реконструкции и развития и Европейскому инвестиционному банку (как инвесторам этого проекта) и другим международным организациям по поводу сложившейся ситуации. В итоге ситуация наладилась.

Строительство станции "Музейная" в Днепре

Но если бюрократическую стену сломать удалось, с гранитной всё сложнее. Например, во время строительства наклонного эскалаторного хода на станции "Театральная" метростроители натолкнулись на твердые граниты, что приостановило работу.

Еще одной проблемой в течение года была мутная вода, несколько испугавшая экологов и жителей города. Она сливалась в городской коллектор, и были опасения, что она наносит вред окружающей среде. Однако заместитель городского председателя Днепра Михаил Лысенко сообщил, что ничего страшного нет. "Почвенная вода насосами поднимается наверх и сбрасывается в дождевую канализацию. Но здесь есть остатки породы, и когда они смешиваются с водой, то получается вода мутного цвета", – сказал он.

Лысенко сообщил, что планируется установить специальное оборудование, благодаря которому вода будет предварительно отстаиваться, и только после этого ее будут перекачивать в систему дождевой канализации.

Таким образом, можно подытожить, что строительство метро Днепра еще не вышло на финишную прямую, но продвигается уверенно и системно. И если не будут сдвигаться сроки, то жители города менее чем через два года смогут войти в новые станции, а власть — поставить жирную точку в этом вопросе. Только точку, поскольку уже есть планы продолжения линии метро дальше – на жилмассив Победа. Но это уже вопрос перспективы.

Фото: Блог Артема Костюка

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme