Смерть маршруткам: Как в Днепре транспортная революция вышла на финишную прямую

В Днепре продолжается обновление подвижного состава маршруток, что полтора года назад считалось фантастикой

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
Смерть маршруткам: Как в Днепре транспор…

В Днепре в разгаре так называемая транспортная революция. Руководство города поставило перед собой цель к концу 2021 года полностью убрать с маршрутов подвижной состав малой вместимости. В основном это микроавтобусы "Спринтер" и "Рута". На замену им должны прийти автобусы большей вместимости, которых в городе уже около трех сотен. Замена подвижного состава происходит за счет самих перевозчиков. Возможно, этот процесс продолжался бы более существенными темпами, но пандемия внесла свои коррективы. Кроме того, оказалось, что большие автобусы — это удобно, комфортно, но есть и свои нюансы.

"Смерть маршруткам"

Началом новых времен на рынке перевозчиков в Днепре можно считать начало августа 2019 года, когда заместитель городского главы Днепра Михаил Лысенко заявил о начале операции "Смерть маршруткам".

"Значит так, с 1.10.2019 года в городе Днепр начинает действовать программа по замене (ликвидации) всех маломерных маршрутных "такси". На ее реализацию берем два года", — написал он.

С этого момента время пошло. В городе начались массовые проверки подвижного состава, и каждый раз выявляли десятки нарушений. Владельцам маршрутов ставили условия по устранению недостатков, угрожая не выпускать подвижной состав на линии, а с крупнейшими нарушителями расторгнуть договор.

Через два месяца после начала глобального наступления на "Спринтер" в город зашел новой перевозчик — "ООО "ДнепрБасс". Эта компания зарегистрирована в Кривом Роге. Новый перевозчик сразу заявил, что привезет в город партию новых автобусов большой вместимости MAN.

Впоследствии прервал молчание и мэр Днепра Борис Филатов. Правда, он сообщил, что навести порядок с перевозчиками должны уже к апрелю 2020 года. "Я имел очень серьезный разговор с директором департамента транспорта, до апреля следующего года нужно полностью навести порядок в транспортной сфере, а именно — с маршрутками. Уже сейчас в город начинают заходить перевозчики с большими автобусами. Это принципиальное стратегическое решение", — сообщил он.

Автобусный секонд-хенд из Европы

Уже в конце октября 2019 года состоялась показательная акция, когда прямо под вход в Днепропетровскую ОГА подогнали целую партию больших автобусов от разных перевозчиков, чтобы показать, как изменится подвижной состав.

В частности, в центре Днепра показали партию применяемых автобусов DAF, которые будут использоваться на междугородных автобусных маршрутах. Автобусы с дизельным двигателем, возраст которых 9 лет, для Днепропетровской области закупаются во Франции. Пассажировместимость автобусов — 47 сидячих мест.

Дизельні автобуси з Франції для Дніпра

Также были представлены десятилетние автобусы МАN, которые закупались в Швеции. Автобусы работают на газу, в них установлена система пожаротушения. На маршрутах будут работать 12 таких автобусов. Всего планируется приобрести 50 машин. Пассажировместимость автобусов — 90 пассажиров.

Представлены были также автобусы Volvo с дизельным двигателем, возраст которых 10 лет. Одним словом, перевозчики вынуждены были подстраиваться под новые правила игры. Те же, кто пытался переждать эту волну, попали под каток проверок. Бывало такое, что на маршруты не выходили почти 200 маршруток, чтобы не попасться на глаза инспекторам. Это вряд ли помогло бы, однако произошел форс-мажор.

Дефицит водителей

Пандемия внесла коррективы в работу маршруток в принципе. Из 2 тысяч водителей, которые в марте 2020 года работали на маршрутах, из-за закрытия общественного транспорта, для свободного пользования остались работать только 300, а остальные отправились на простой.

Конечно, это не могло не повлиять на положение вещей. Людям надо было чем-то кормить свои семьи, а когда запрет на свободное передвижение отменили, то возникла критическая ситуация. Оказалось, что работать на маршрутах некому. Даже в мэрии признались, что дефицит водителей по приблизительным оценкам составил 500 штатных единиц.

Таким образом, перевозчики столкнулись с проблемой, когда были готовы возобновить работу маршрутов, но сажать за руль было некого. Кто-то сменил работу, кто-то каким-то образом уехал за границу. Это касается в целом не только маршруток, но и электротранспорта. Но здесь мэрия могла повлиять помощью из бюджета в поддержку КП "Днепрэлектротранспорт". А частным перевозчикам рассчитывать было не на кого.

В такой ситуации говорить об обновлении подвижного состава не приходилось, хотя этот процесс даже в условиях карантина не прекращался. Некоторое затишье произошло перед выборами, а когда расклад политических сил в городе стал ясен, то все вернулось на свои места.

Новое транспортное лицо центра

До 1 октября 2021 года еще достаточно времени, чтобы городская власть могла выполнить свое обещание за два года изменить подвижной состав.

На "промежуточном финише" ситуация такова: по итогам 2020 года в Днепр прибыли 196 автобусов большой вместимости: 174 из них уже курсируют по Днепру, 320 "Спринтеров" и "Рут" убрали с дорог. Сейчас в городе восемь маршрутов полностью обслуживаются автобусами большой вместимости. На одном из них — 38-м — ходят "гармошки", у которых пассажировместимость более 130 человек.

То есть, процесс продолжается, а с 1 февраля вступило в силу еще одно новшество: все маршруты по проспекту Яворницкого через центр перешли исключительно на средние и большие автобусы.

"Всем, кто с 1 февраля увидит около ЦУМа маршрутку, лично и персонально позволяю ее церемониально сжечь", — написал Лысенко, анонсируя это событие. Причем с этим сообщением произошел казус — Facebook удалил сообщение заместителя городского голавы Днепра как неприемлемое. Видимо, призыв что-то сжигать даже в шутку пришелся не по душе.

Интервал и тарифы

Как бы там ни было, но транспортная революция в Днепре продолжается. Даже был создан специальный канал департамента транспорта горсовета в Telegram, где жители города могут пожаловаться руководству фирм-перевозчиков. Тут и оказалось, что и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Так, жалобы на грязь в салоне и хамство водителей, как и нежелание брать льготников — это главные темы жалоб. Но выплыл и еще один нюанс. Большие автобусы на маршруте привели к тому, что увеличился интервал между автобусами, и почти каждое утро люди жалуются, что вынуждены по полчаса и больше ждать на холоде в длиннющих очередях на отдельных маршрутах.

Это, пожалуй, главный негатив от транспортной революции, которая, можно сказать, вышла на финишную прямую. Еще одно, чего опасаются жители города, — это повышения тарифов. В горсовете пока этого не планируют, но представитель департамента транспорта Иван Васючков, курирующий именно маршрутк, ответил так: "Реально — в ближайшие несколько месяцев в Днепре подорожания скорее всего не будет. Если не будет какого-то резкого форс-мажора вроде существенного увеличения налоговой нагрузки, запрета перевозить больше двух человек в автобусе, рост цен на топливо в 1,5 раза или доллара по 40".

При этом он отметил, что из-за увеличения с 1 января минимальной заработной платы стоимость проезда точно не увеличится. По его словам, больше всего по транспортным предприятиям бьет снижение пассажиропотока — на 30%, а также ограничение количества пассажиров в салоне.

Таким образом, пассажиры маршруток в Днепре могут немного выдохнуть. Хотя окончания транспортной революции в городе еще придется подождать. Потому что кроме обновления подвижного состава есть еще один момент, которого ждут жители города — внедрение безналичной оплаты за проезд. Но это, видимо, уже следующий этап и отдельная тема.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme