Генплан Днепра: Как для города нарисовали новые мосты и ветки метро

Перспективы развития Днепра выглядят интересными на бумаге, но неизвестно, что из презентованного общественности станет реальностью

Сергей Колмогоров

В Днепре обсудили с одновременным внесением изменений проект генерального плана города до 2046 года – документ, который будет определять направления развития мегаполиса на ближайшую четверть века, а потому он интересен не только специалистам, но и жителям Днепра. Разработал проект Государственный научно-исследовательский институт проектирования городов "ГИПрогород". И хотя авторы уверяли, что ничего революционного в нем нет, некоторые моменты выглядят слишком фантастическими, учитывая современность, – разве что за 25 лет ситуация в корне изменится. Кроме того, местные архитекторы раскритиковали генплан Днепра по нескольким позициям.

Метро вдоль и поперек города

Существует большая вероятность того, что до 2046 года город будет "откатываться" от статуса миллионника. По прогнозным показателям, население составит около 832 тыс. жителей. Правда, существует и миллионный прогноз, но это при определенных условиях. Как бы там ни было, а жителей Днепра интересует то, с чем они сталкиваются каждый день – например, общественный транспорт.

Здесь оптимизма много. В сфере работы маршруток и электротранспорта возможны косметические изменения, а прорыв ждет с другого направления. Первая ветка метрополитена, которая в настоящее время строится, до 2046 года может протянуться до Южного вокзала, жилых массивов "Тополь" и "Сокол". А вот вторая должна пролечь от ул. Шинной до ул. Харьковской.

Кроме того, предполагается создание городской электрички. С одной стороны, она может пройти от Усть-Самарского моста до Южного вокзала. С другой – осуществить доставку пассажиров из "Победы" до метро.

Разгрузить центр Днепра

Не менее интересными выглядят и планы по строительству транспортных развязок. До 2046 года запланировано строительство нескольких новых дорог и тоннеля под центральной частью города. Новая магистраль должна соединить проспекты Гагарина и Богдана Хмельницкого, будет переходить в тоннель, который планируют построить от улицы Чернышевского с выходом на заезд к Новому мосту. Выезд на магистраль будет располагаться в районе стадиона "Олимпийские резервы".

В генплане Днепра есть также упоминание о строительстве нового моста. Он должен расположиться в районе улицы Павлова, которая будет проходить через остров Файнберга до улицы Скрябина. К мосту с улицы Криворожской должна вести новая магистраль. Все эти объекты предлагаются к реализации как меры для разгрузки центра города.

Землю под застройки будут искать в промзонах

Строительство нового жилья – проблемная тема для города. Его катастрофически не хватает даже с учетом пессимистических демографических прогнозов. Под новостройки свободной земли в городе есть только 66 га, тогда как планируется выделить почти на 100 га больше. Дефицит территорий предлагают покрывать за счет промышленных зон. А вообще планируется строить жилье как на правом берегу – от Набережной Заводской и проспекта Поля, так и на левом берегу – в районе Мануйловского проспекта.

Нужны территории под парки и зеленые зоны. "Площадь города составляет 40,5 тыс. га. Из них 4,3 тыс. га составляют лесной фонд и еще 856 га – парковый. Это лишь 56% от потребностей города в парковых зонах. За счет свободных территорий их площадь нужно удвоить", – отметил заместитель начальника "ГИПрогорода" Владимир Муха.

Особенно печальная картина, по его словам, – с прибрежными рекреационными зонами. 47 га городских пляжей слабо используются, требуют приведения в порядок и привлечения инвесторов.

Без раскопок строить нельзя

Рассчитывая на живых, авторы проекта генплана Днепра подумали и о тех, кто не доживет до 2046 года. Речь идет о городских кладбищах. В настоящее время в городе действуют 23 частично закрытых и два действующих кладбища – в Краснополье и по улице Мукачевской. В проекте генплана предусматривается дальнейшее освоение и расширение этих территорий. В целом потребность в территориях под кладбища составит дополнительно около 235,7 га. Сейчас под кладбищами в городе работают около 450 га. Из-за дефицита земли снова предлагают построить крематорий. Разместить крематорий с колумбарием предлагается на территории кладбища по улице Мукачевской.

В генеральный план также включен пункт, который предусматривает охрану мест боев времен Второй мировой войны от бесконтрольной застройки. В Днепре определены два места, где Красная армия форсировала реку Днепр во время Второй мировой войны в 1943 году.

Место форсирования на улице Набережная Заводская уже частично застроено. Дальнейшая застройка будет возможна только после исследования археологами и отсутствия останков бойцов, погибших во время форсирования. На втором плацдарме на территории жилого массива Приднепровск и острове Славы также ожидают найти останки погибших бойцов. Большое количество погибших ожидают найти при исследовании безымянного острова рядом с островом Славы.

Ложка дегтя в бочке с медом

Если обсуждение генплана Днепра прошло с позитивным настроением, то профессиональное сообщество Днепра восприняло его неоднозначно. Известный днепровский архитектор Татьяна Демченко, например, раскритиковала работу коллег и обратила внимание на определенные моменты. В частности на прокладку магистралей в жилых кварталах, застройку зеленых зон и строительство тоннеля под метро. "Какая может быть корпоративная этика при таком произволе? Этот новый генплан киевлян надо исправлять, и срочно! Архитекторы, проектанты и просто те, кто понимает схемы, граждане Днепра! – написала она. – Смотрите свои районы, смотрите места новостроек – это будущие высотки на месте, возможно, ваших домов. Смотрите транспортные магистрали по вашим улицам! Смотрите тоннель под метро/над метро! Смотрите застройки зеленых зон!"

Таким образом, можно прогнозировать, что генплан Днепра станет предметом жарких дискуссий и профессиональных споров перед тем, как документ вынесут на утверждение. А пока что он выглядит более фантастическим, но не очень реальным.

Фото: Gorod.dp.ua

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр