Борьба за лоукосты или война с Коломойским: Почему в Днепре обострилась битва за аэропорт
В Днепре вопрос полноценной работы местного аэропорта снова в авангарде в информационном пространстве
Аэропорт Днепра – наиболее болезненная инфраструктурная проблема для жителей города. Фактически он заблокирован, и в этом обвиняют олигарха Игоря Коломойского, фактически наложившего табу на использование его международными авиакомпаниями. В то время как менее чем в 100 км наблюдается совсем другая картина с аэропортом Запорожья, куда лоукосты так и прут. Так, сейчас в информпространстве активно разгоняют тему о строительстве новой взлетной полосы за счет госбюджета и нового терминала за счет частного инвестора. Однако в Днепре люди до сих пор это воспринимают как красивую сказку, финал которой очень далеко.
Очередной суд против Коломойского
На каждых выборах – и парламентских, и местных – партии и отдельные политики часто спекулируют на этой теме. Хотя тот же мэр Днепра Борис Филатов неоднократно подчеркивал, что строительство нового аэропорта – это общегосударственный проект, за который местная власть не отвечает. Поэтому бонусы себе в политическую карму здесь заработать тяжело. А вот побороться за старый аэропорт – это уже другое дело, здесь перспективы роста рейтинга более реальные. Активизация "боевых действий" на этом фронте в последнее время лишний раз доказывает, что в мэрии Днепра решили оседлать именно эту лошадку.
И цель якобы благородная – добиться, чтобы в город вошли лоукосты. То есть фактически разблокировать аэропорт. Однако еще большой вопрос, чего в этом деле больше: защиты интереса жителей Днепра или войны против Коломойского?
В начале ноября в Днепропетровском окружном административном суде началось рассмотрение дела по иску городского совета Днепра об отмене сертификата эксплуатанта аэродрома города. Как сообщила адвокат Елена Доненко, сертификат был выдан бессрочно ООО "Международный аэропорт Днепропетровск", подконтрольный Игорю Коломойскому. При этом она несколько шокировала известием, что даже после строительства нового аэродрома в аэропорту Днепра эксплуатантом останется все то же ООО "Международный аэропорт Днепропетровск". Эксплуатант аэродрома имеет исключительные права в блокировании захода других авиаперевозчиков. Также она сообщила, что аэропорт Днепра даже без строительства нового аэродрома мог принимать авиарейсы лоукостеров. То есть вся история со строительством нового аэропорта может превратиться в пшик, если правила игры останутся неизменными.
А правила, по данным Доненко, таковы, что международные авиакомпании в течение 15 лет получали отказ от аэропорта. Так было с Lufthansa в 2005 году (аэропорт Днепра отказался согласовывать слоты), с Flydubai в 2013 году (авиакомпания уже начала продавать билеты в Днепр, но позже без объяснения причин аэропорт Днепра отказался от сотрудничества), с Turkish Airlines в 2016 году (контракт между аэропортом Днепра и турецкой авиакомпанией был разорван аэропортом без предупреждения о расторжении). Авиакомпания "Белавиа дважды", в 2016 и 2017 годах, пыталась начать летать в Днепр, но также дважды получила отказ от днепровского аэропорта без объяснения причин. Последняя международная авиакомпания ушла из Днепра в 2021 году – Austrian Airlines не смогла согласовать детали дальнейшего сотрудничества и переехала в Запорожье. Поэтому, при существующем порядке вещей, аэропорт Днепра действительно находится в изоляции, если не учитывать отдельные рейсы, в том числе чартерные, на курорты.
Петиция под сессию?
Как долго могут продолжаться суды, хорошо известно. Поэтому параллельно происходит информационная и политическая атака в этом направлении. Та же Доненко зарегистрировала петицию, в которой подчеркивает, что 12 октября 2021 года между Украиной и Европейским Союзом было заключено Соглашение "Об открытом небе". Но для Днепра это ничего не значит, поэтому от депутатов требуют принять все меры для отстаивания прав на пользование всеми возможностями, которые предоставляет Соглашение "Об открытом небе" украинским пассажирам, через местный аэропорт "Днепр".
"Также просим считать эту петицию (в случае ее подписания жителями нашего города) – поручением Днепровскому городскому совету, как представительному органу, от Днепровского городского территориального общества, а также всех и каждого, кто подписал эту петицию, на представительство интересов в любых институтах по отстаиванию вышеупомянутых прав днепрян", – говорится в тексте петиции.
С этой петицией вообще странная ситуация. Обычно в горсовете Днепра скептически относятся к подобным активностям, а здесь реклама именно этой петиции опубликована на официальном сайте горсовета. Не исключительно, что необходимое количество голосов она должна набрать до сессии горсовета, которая запланирована на 24 ноября. Конечно, поддержка этой петиции в сессионном зале – это больше политический момент, поскольку правовых последствий у нее нет. Разве что за открытое обращение к центральным властям проголосуют. Однако возможность лишний раз пройтись по Коломойскому мэр Филатов вряд ли упустит.
Строительство: новый терминал опережает аэродром
Ситуация со строительством нового аэродрома и терминала в арепорте Днепра вообще детективная. В конце января 2021 года после многочисленных задержек с четвертой попытки был выбран генеральный подрядчик, который должен был строить новую взлетную полосу. ООО "Альтис-Констракшн", которой владеет корпорация "Альтис Холдинг Лимитед", должно было построить ее за 3,94 млрд гривен до 2023 года. "Альтис Холдинг Лимитед" принадлежит Александру Глимбровскому, на дочери которого, Екатерине Глимбровской, женат экс-председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров.
В феврале 2021 г. был заключен договор с генподрядчиком на строительство взлетной полосы аэропорта Днепра. Работы по строительству аэродрома планировалось завершить в 2023 году. Но в дело вмешался Антимономонопольный комитет, заблокировавший государственную помощь на строительство аэродрома. Там нашли нарушения и только в июле 2021 года АМКУ разблокировал деньги для аэропорта Днепра. Но с условием открытости для всех потенциальных авиаперевозчиков и объявления нового тендера.
Новый тендер по избранию генерального подрядчика строительства был объявлен в конце июля 2021 года. Победителем стала турецкая компания ООО "Онур Конуструкцион Интернешнл", но стоимость работ уже выросла до 5,6 млрд грн. Согласно проекту строительства, на аэродроме обустроят новую искусственную взлетно-посадочную полосу. Она будет размером 3200х45 метров. Ширина летной полосы обновленного аэродрома составит 280 м, длина — 3320 метров. После завершения строительства пассажиропоток в аэропорту должен увеличиться с 458 тыс. до 4,01 млн пассажиров в год.
Что касается терминала, то его в аэропорту Днепра строит группа DCH Александра Ярославского. Работы выполнены на 30%. Подрядчики выполняют бетонные работы и строят металлоконструкции будущего терминала. Начаты работы по прокладке инженерных сетей. По словам Ярославского строительство завершится к концу 2022 года.
То есть терминал будет ждать, пока построят аэродром. Таким образом, пока лоукосты и полноценная работа аэропорта – больше вопрос коммуникации с громадой, чем реальность. Хотя кто знает, каким может быть следующий шаг.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр