Переодетые копы и частные охранники: Как разные страны оберегают пассажиров железной дороги

В украинском обществе идет оживленная дискуссия относительно способов обеспечения безопасности граждан во время путешествий на поездах

Журналист региональной редакции Depo.Днипро
Переодетые копы и частные охранники: Как…

После случая с избиением пассажирки поезда сообщения "Мариуполь-Киев" Анастасии Луговой "Укрзализныця" обратилась к МВД с просьбой возобновить сопровождение поездов транспортной полицией. Также работникам украинских поездов хотят разрешить пользоваться газовыми баллончиками для защиты.

Вопрос безопасности в поездах всегда стоял остро, ведь неприятные ситуации во время поездки по железной дороге – не редкость: начиная с дебоширов навеселе, и заканчивая кражами. Впрочем, универсального способа обуздать железнодорожную преступность еще не изобрели. Даже в странах Европы действуют по различным схемам.

Правда, следует заметить, что на Западе система безопасности граждан в целом более продумана, нежели в Украине. Низкий уровень преступности, умноженный на профилактику правонарушений и ментальность людей, дает свой результат. А технологический уровень инфраструктуры позволяет оперативно оповещать о каких-либо непредвиденных ситуациях.

Depo.Днепр предлагает узнать, как защищают пассажиров в разных странах.

Германия

Железнодорожная полиция Германии (Bahnpolizei) как отдельное подразделение была расформирована в 1992 году, а полномочия были переданы Федеральной пограничной охране и полиции. Между тем, немецкая железнодорожная полиция была едва ли не самой старой в Европе. Фактически ее создали 1 января 1871 года, когда вступил в силу первый железнодорожный регламент железных дорог Северогерманского союза.

В декабре 1887 года даже была введена специальная униформа для железнодорожных копов, которая содержала и знак на груди с надписью "Сотрудник железнодорожной полиции". А в 1919 году железнодорожным патрулям разрешили носить оружие.

Формально при Министерстве транспорта существует специальное подразделение и сейчас, но занимается оно больше охраной железнодорожных сооружений. Безопасность же в поездах Германии достигается преимущественно профилактическими мерами. На вокзалах ходят патрули, которые следят за правопорядком. Известить о нештатных ситуациях во время движения могут контроллеры, а также машинисты поездов. Если происходит что-то вообще из ряда вон выходящее, то на ближайшей станции поезд ожидают группа стражей порядка.

Австрия

Поскольку Германия близка к Австрии и географически, и по построениию  инфраструктуры, то и методы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте у нее схожи. Правда, есть и нюансы. Полиция на вокзалах здесь больше следит за карманными ворами. А в поездах все нештатные ситуации контролируются сотрудниками железной дороги – OBB. Правда, полиция может нагрянуть в поезда, которые курсируют в направлении Италии, поскольку на этом направлении пассажиры часто подвергаются кражам.

Хотя бывают и чрезвычайные ситуации. К примеру, несколько лет назад неподалеку от границы со Швейцарией в поезде 60-летний психически неуравновешенный мужчина напал с ножом на пассажиров. Скрутить его полиция сумела на ближайшей станции.

Затримання порушника поліцією

Франция

В этой стране существуют два железнодорожных подразделения полиции, но заточены они больше на борьбу с нелегальными мигрантами. Что же касается безопасности пассажиров, она зависит преимущественно от них самих. Об этом наглядно свидетельствует инцидент, который произошел в 2015 году в скоростном поезде Thalys сообщением Амстердам – Париж. Вооруженный автоматом Калашникова и пистолетом эмигрант из Марокко, связанный с одной из радикальных исламистских организаций, устроил стрельбу и ранил трех пассажиров. К его несчастью, в поезде ехали офицеры Военно-воздушных сил и Нацгвардии США, которые только что вернулись из командировки в Афганистан и путешествовали по Европе. Они и скрутили преступника.

Что смогли сделать железнодорожники? Один из стюардов заперся в багажном вагоне с несколькими пассажирами и сумел нажать тревожную кнопку.

Польша

В соседней Польше основа обеспечения безопасности пассажиров в поездах – это бдительность. Как и во многих других странах, главные меры безопасности осуществляются на вокзалах. Различия же заключаются в том, что в поездах часто ездят милиционеры в штатском. Конечно, на лбу у них не написано, что они из полиции, но стоит начать нарушать правила или по крайней мере странно себя вести, из последнего вагона могут выйти незнакомцы, показать удостоверение полицейского и проверить документы. Стандартная процедура, но она составляет общую систему безопасности, которая действует на транспорте.

Однако не всегда это спасает. В Польше до сих пор помнят, как вблизи Гданска неизвестные сорвали стоп-кран, после чего толпа людей в масках напали на фанатов, которые ехали на соревнования по боевым единоборствам. В этой "каше" смешались около 200 человек. Да и драки между футбольными ультрас здесь случаются регулярно. Поэтому, бдительность и своевременное оповещение полиции железнодорожниками – главные методы борьбы с преступностью на железной дороге.

Нидерланды и Бельгия

Нидерланды относятся к странам с высоким уровнем жизни и низким уровнем преступности. Власть даже предлагает другим странам воспользоваться их тюрьмами, поскольку они незаполнены. Безопасность людей на транспорте здесь гарантируется системно – от камер наружного наблюдения до тревожных кнопок в поездах. Сдерживают от правонарушений и большие штрафы.

Железнодорожный транспорт больше напоминает общественный, учитывая небольшую площадь страны. На протяжении нескольких часов можно добраться из одного конца Нидерландов в другой, поэтому жители Амстердама могут работать даже в южных регионах страны, или наоборот. Не самая большая проблема железной дороги – борьба с любителями разрисовывать поезда, и не только пассажирские.

Розмальований вагон в Бельгії

В Бельгии система практически такая же, особые меры безопасности и рейды полицейских по поездам присущи разве что Брюсселю, в котором наибольшее количество мигрантов. Но тоже все направлено на профилактику преступлений.

Швейцария

Эта страна особенна во многом, в том числе, в методах обеспечения безопасности на железной дороге. Швейцария – одна из немногих стран, которая в свое время привлекла частные охранные фирмы. Это произошло после того, как в конце 1990-х годов стремительно начала увеличиваться преступность в поездах. Поэтому в 2002 году специалисты по безопасности Швейцарских федеральных железных дорог объединились с частной охранной фирмой Securitas AG в специальное железнодорожное охранное агентство. С 2011 года все они государственные служащие, а для того, чтобы попасть в это агентство, необходимо проучиться 2 года в полицейской академии.

Россия

На России существует специальная транспортная полиция. Там механизм взаимодействия между правоохранителями достаточно прост. При выявлении правонарушения начальник поезда информирует об этом факте наряд сопровождения, если он есть, или сообщает на ближайшую станцию, на которой есть подразделение транспортной полиции. Если на вокзалах нет подразделений транспортной полиции, через машиниста вызываются сотрудники территориальной полиции.

Чехия, Италия, Великобритания

Конечно, во многих странах Европы существуют специализированные подразделения полиции на железной дороге. В частности, транспортная полиция Великобритании является крупнейшим независимым отрядом полиции в стране. Она действует под командой главного констебля, который ответственен перед полицейским комитетом, представляющим три национализированных транспортных учреждения: Британские железные дороги, Британские транспортные гавани и Лондонский транспорт. Транспортная полиция действует по всей Великобритании, выполняя полицейские обязанности на железных дорогах, в доках и гаванях, на станциях и вокзалах.

В Чехии железнодорожная полиция поддерживает порядок и обеспечивает общественную безопасность на вокзалах, железнодорожных магистралях, в поездах и на других объектах железнодорожного транспорта. Главное внимание – вокзалам, на которых очень часто собираются бездомные. Если посмотреть, например, на железнодорожный вокзал в Брно, то внешне это – шедевр архитектуры, но внутри – сплошная антисанитария.

Залізничний вокзал у Брно

В Италии железнодорожная полиция (Servizio Polizia Ferroviaria) предупреждает и противодействует преступлениям в поездах и на железнодорожных вокзалах. В частности, служащие железнодорожной полиции патрулируют поезда, железнодорожные станции и железнодорожные линии. Они борются с грабежами, кражами и другими преступлениями на транспорте. Они также сопровождают перемещения спортивных болельщиков.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы по безопасности возникают на железной дороге повсюду, но они не носят системного характера и не требуют кардинальных шагов. Поэтому мы должны менять свою ментальность в сторону уважения друг к другу, но одновременно необходимо, чтобы был разработан такой "предохранитель" со стороны власти, который делал бы невозможным выход ситуации из-под контроля.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Днепр

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme